Новый выставочный и образовательный центр «Art&Science Space LABORATORIA» официально откроется в начале июля выставкой «Laboratoria. Опыт 1» в рамках Московской международной биеннале молодого искусства. Но лабораторные работы уже идут вовсю. Помимо серии встреч художников-участников выставки и ведущих ученых в области передовых технологий LABORATORIA организовала во время арт-Москвы открытый круглый стол, а недавно в только что отремонтированное пространство на улице Обуха был приглашен первый гость — немецкий художник Карстен Николай. В отличие от Винзавода, где Карстен Николай в тот же день читал лекцию, встреча в LABORATORIA проходила в формате дружеской встречи. Такой формат позволяет задавать более острые вопросы, а главное, получать на них более откровенные ответы. Впрочем, немецкий художник, несмотря на свой международный авторитет и признание (участие в главных международных биеннале, выставки и концерты в ведущих музеях мира), отвечал на вопросы прямо, без кокетства и без демагогии.

Карстен Николай рассказал, что специального научного образования он не имеет. Да оно ему и не требуется, поскольку он, как художник, занимается не визуализацией науки, а созданием образов и порождением смыслов с помощью актуальных технологий. Всю информацию о научно-технических новинках он находит в профессиональных журналах и в Интернете. Предварительное исследование составляет значительную часть его работы, но зачастую Карстен бродит не по главным Нобелевским коридорам, а по боковым, нередко тупиковым научным тропам. В небольших провинциальных университетах он разыскивает странные, не имеющие утилитарного значения разработки в области звука, света, волн и т.д. Бывало и так, что такие лаборатории закрывались по причине полной бесперспективности, успевая, однако, внести свой вклад в современное искусство через Карстена Николая. Такой характер поиска отчасти проливает свет на его цели.

Карстен сказал, что помимо всего прочего он ищет определение красоты, формулу красоты, если угодно. Хотя, как и для любого западного художника, перфекционизм исполнения, создание чистого (в прямом и переносном смысле) объекта является необходимым условием функционирования в рыночной системе. Карстен не скрывал, что, несмотря на, а может, благодаря своему ГДРовскому прошлому, он с удовольствием влился в рынок и чувствует себя там комфортно. Это позволяет ему в первую очередь финансировать собственные, весьма недешевые проекты. Мэтр science art предпочитает сохранять независимость и сегодня уже может себе позволить отказаться от солидного финансирования в случае, если деньги предлагаются под неинтересный для него проект.

Независимость художник предпочитает сохранять и от истории искусства. На вопрос о «корнях» в истории искусства 20-го века сайнсартист затруднялся ответить.

Вопросов еще было много, а времени мало. Карстен улетел, но обещал вернуться. В следующем году он приедет в Москву с большой персональной выставкой. А в LABORATORIA он выступит с кураторским проектом.