Цикл лекций и дискуссий специалистов в области книги художника, на котором будут рассмотрены ключевые моменты в истории жанра, различные подходы к его пониманию на примерах работ современных авторов, в том числе принимавших участие в программе Музея «Гараж» «В единственном экземпляре».

В широком представлении под книгой художника подразумевается арт-объект, определяемый автором (художником) как книга. При этой кажущейся самоочевидности книга художника представляет собой многогранный феномен, определение которого постоянно вызывает споры. У цикла нет задачи прекратить эти споры, но есть стремление сделать аргументацию общедоступной, чтобы заинтересовать новую аудиторию и сформировать ее собственный взгляд на явление.

Интерес к книге художника проявляли авторы самых разных стилистических направлений, чем продиктовано невероятное разнообразие форм. Принято связывать возникновение концепции книги художника с экспериментами модернистов, реализованными в жанре livre d’artiste начала XX века, — причудливой, несброшюрованной, как правило, поэтической книги, иллюстрированной не профессиональным гравером, а живописцем. Другим прообразом книги художника часто называют авторскую книгу Уильяма Блейка, где он одновременно выступал в качестве поэта, художника, редактора и верстальщика. Для него книга являлась не только удобным для распространения носителем, но и наиболее органичной художественной формой реализации своих визионерских идей. Пытаясь встроить книгу художника в историю искусства, одни исследователи видят в ней лишь одну из форм современного искусства, к которой обращаются художники любых течений; другие — самостоятельный вид изобразительного искусства, обладающий собственной традицией, линией преемственности и правилами.

Михаил Балан, научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, расскажет об эволюции книги художника с 1900-х до 1970-х годов, а Михаил Погарский, теоретик книги художника и основатель Музея «Книги художника», поделится своим опытом изучения, осмысления и систематизации этого феномена. Художник Леонид Тишков расскажет о развитии книги художника в России в 1990-х, в частности о деятельности своего эфемерного издательства «Даблус». Художник Андрей Оленев поделится своим опытом создания книг художника, уделив особое внимание техническим особенностям их подготовки.

Для книг художника также важен социальный аспект: они часто становятся результатом совместного творчества и образуют вокруг себя целые сообщества. В данном контексте близким явлением можно считать зины, которые, руководствуясь несколько иными художественными принципами, порой оказываются практически неотличимы от книги художника. Виталий Сидоров, старший библиотекарь и хранитель коллекции современной авторской книги библиотеки Музея «Гараж», расскажет о сущности зинов, а также об истории зин-культуры и ее становлении в России. Иван Шпак и Даниил Небольсин, основатели издательства SOYAPRESS, и Александр Верёвкин, основатель художественного издательства «Плато Тольятти», расскажут о том, как создаются малотиражные издания, и о работе с авторами из художественного сообщества.

Вход свободный по предварительной регистрации.