Объектив Зенитар 1,5/50 © Швабе

В мире фотографии встречаются изделия, обладающие особым шармом и характером, которые неизменно привлекают внимание как профессионалов, так и любителей. Один из таких представителей — объектив Зенитар 1,5/50, разработанный знаменитым Красногорским механическим заводом (КМЗ) для полнокадровых камер Sony с байонетом E. Этот объектив, как воплощение традиций и новаторства, представляет собой синтез классического дизайна и современных технологий. Я получил огромное удовольствие от съемки Зенитаром 1,5/50, о чем расскажу в этом обзоре.

Внешний вид: ностальгия и современность

Первое, что бросается в глаза — это дизайн объектива. Его внешний вид навевает ностальгию по классическим объективам, однако в тоже время он выглядит современно и стильно. Серебристый корпус не только красив, но и гармонично сочетается с современными камерами Sony. Вес объектива составляет около 287 грамм, длина – 47,6 мм, а диаметр – 61,5 мм, что делает его довольно компактным и удобным в использовании.

Технические характеристики объектива Зенитар 1.5/50

Диаметр х длина (от байонета), мм: 61,5x47,6
Вес, грамм: 287
Байонет : Sony E-mount
Фокусное расстояние, мм: 50 мм
Максимальная диафрагма: 1,5
Минимальная диафрагма: 22
Число лепестков диафрагмы: 13
Формат кадра, мм: 36х24
Угол поля зрения, °: 43°
Тип объектива: Стандартный
Вид объектива: Мануальный
Оптическая схема: 7 линз в 3 группах
Минимальная дистанция фокусировки, м: 0,7
Установочный размер для фильтра, мм: М40,5 х 0,5
Гарантия: 24 месяца

 

Парк культуры. Москва, июнь 2023. Зенитар 1.5/50, Sony A7 II, ISO 400

Оптические характеристики: искусство резкости и боке

Зенитар 1,5/50 обладает превосходной светосилой и отличается качественным изображением. При максимальной открытой диафрагме F/1.5 объектив даёт мягкую четкость в центре кадра с красивым боке по краям, а значит хорош для портретной съемки, где важен акцент на объекте и красивое размытие фона. Абсолютная резкость по всему полю кадра достигается только на высоких значениях диафрагмы F16–F22, и, скорее всего, вы не будете использовать этот объектив для технической съемки – он предназначен для художников, которые полюбят его за удивительное свойство создавать волшебную картинку.

Дисторсия объектива («бочка» или «подушка») полностью отсутствует, поэтому архитектурные объекты на ваших фотографиях, снятых Зенитаром 1,5/50, выйдут такими, какими их задумал архитектор.

Едва заметную хроматическую аберрацию можно бесследно устранить одним нажатием на соответствующий чек-бокс Adobe Lightroom.

Тестовые снимки на разных значениях диафрагмы от f/1.5 до f/22

Для анализа оптических характеристик объектива, таких как оптические искажения, резкость в разных частях кадра и т.д., я обычно использую книжную полку моего сына вместо специализированных мишеней. Снимки этой полки предоставляют мне всестороннюю информацию об объективе. Я устанавливаю камеру на штатив и делаю серию снимков на всех значениях диафрагмы, указанных на корпусе объектива.

Кликните по миниатюре для увеличения. Если хотите рассмотреть снимки в оригинальном размере 9504  x  6336 пикс. (Sony A7RV), скачайте этот архив

f/1.5
f/2
f/2.8
f/4
f/5.6
f/8
f/11
f/16
f/22

Тест на разных значениях диафрагмы

f/1.5 Изображение четкое но мягкое   в центре кадра. К краям четкость очень красиво расплывается. Виньетирование отсутствует. Самый творческий режим объектива. 
f/2–f/2.8 Повышается контраст изображения. Резкий центр, на краях резкость незначительно возрастает. Виньетирование отсутствует. 
f/5.6 Резкость на краях возрастает, но всё же уступает центру изображения. Виньетирование отсутствует.
f/8 Резкость на краях возрастает, но всё ещё уступает центру изображения. Виньетирование отсутствует.
f/11 Резкость на краях возрастает, но всё ещё уступает центру изображения. Виньетирование отсутствует.
f/16 Лучшее сочетание контраста и резкости. Резкость по всему полю кадра. Виньетирование отсутствует.
f/22 Несильно понижается контраст изображения. Резкость по всему полю када . Виньетирование отсутствует.

 

Москва-река. Москва, июль 2023. Зенитар 1.5/50, Sony A7 IV, ISO 400

Управление и функционал: мастерство ручной фокусировки

Объектив имеет только ручное управление, что предоставляет фотографу полный контроль над процессом съемки. Это особенно ценится теми, кто предпочитает творческий подход и готов уделить время построению кадра.
У объектива отсутствуют электронные контакты, следовательно, нет автофокуса и обратной связи с камерой. Это несколько ограничивает его использование, но в то же время добавляет особый шарм процессу фотосъемки.

Благодаря фокус-пикингу в камерах Sony, для которых изготовлен Зенитар 1,5/50, навестить на резкость получается даже быстрее, чем во время съемки классическими дальномерками или зеркалками.

Небольшое неудобство возникает от необходимости вручную устанавливать фокусное расстояние объектива в настройках камеры. Нужно всегда об этом помнить. На самом деле не произойдет ничего страшного если забудете, однако установка фокусного расстояния действительно важна для системы стабилизации изображения, наличие которой сложно переоценить при съемке с рук на длительных выдержках.

Место в фотографическом мире: артхаус и креатив

Зенитар 1,5/50 не является объективом для массовой коммерческой съемки, однако он открывает широкие горизонты для творческой фотографии. Его своеобразный рисунок и адекватное качество изображения делают объектив достойным выбором для арт-проектов, портретной съемки и фотографии в ретро-стиле.

Этот объектив становится прекрасным спутником для фотографов, которые ищут вдохновение в уличной фотографии. С его помощью можно уловить уникальные моменты жизни города, передать атмосферу места и настроение его жителей. В руках умелого мастера Зенитар 1,5/50 способен раскрыть новые грани знакомых сюжетов, придавая им необычный и запоминающийся характер.

Кроме того, объектив подходит для экспериментальной фотографии, позволяя играть с глубиной резкости и световыми эффектами. Фотохудожники, занимающиеся созданием абстрактных композиций, оценят его способность передавать мельчайшие детали и текстуры.

Зенитар 1,5/50 придает изображениям особую визуальную привлекательность, превращая каждый кадр в неповторимое художественное произведение.

Лучше один раз увидеть

Москва, июль 2023. Зенитар 1.5/50, Sony A7 II, ISO 200

На Красной площади. Москва, июль 2023. Зенитар 1.5/50, Sony A7 II, ISO 400

Москва, июль 2023. Зенитар 1.5/50, Sony A7 II, ISO 200

Москва, июль 2023. Зенитар 1.5/50, Sony A7 II, ISO 200

Парк культуры. Москва, август 2023. Зенитар 1.5/50, Sony A7 II, ISO 200

Парк культуры. Москва, июнь 2023. Зенитар 1.5/50, Sony A7 II, ISO 1000

Парк культуры. Москва, июнь 2023. Зенитар 1.5/50, Sony A7 II, ISO 1000

Коломенское. Москва, июнь 2023. Зенитар 1.5/50, Sony A7 IV, ISO 500

Пушкинский музей. Москва, апрель 2023. Зенитар 1.5/50, Sony A7 II, ISO 2000

Пушкинский музей. Москва, апрель 2023. Зенитар 1.5/50, Sony A7 II, ISO 2000

Сцена из спектакля «Мир Рим». Режиссер Борис Юхананов. Электротеатр Станиславский. Москва, апрель 2023. Зенитар 1.5/50, Sony A7 IV, ISO 3200.

Сцена из спектакля «Мир Рим». Режиссер Борис Юхананов. Электротеатр Станиславский. Москва, апрель 2023. Зенитар 1.5/50, Sony A7 IV, ISO 3200.

Партнерская ссылка – Фототехника Зенит, официальный сайт