Жертва теракта ИРА, чудесный миниатюрный макет железной дороги и Тэтчер с полной горстью подстилки из коровника – эти замечательные фотографии показывают живую историю Британии.


Роджер, в ожидании начала работы разгадывающий кроссворд на стремянке, начало 1980-х.
Роджер, в ожидании начала работы разгадывающий кроссворд на стремянке, начало 1980-х.

Фотожурналист Роджер Бамбер, родившийся в 1944 году, освещал конфликты, политику и музыку для гозет от  Sun до the Guardian. Он начал работать в качестве фрилансера для  Observer в 1988 году. Книга «За пределом обыденного» (Out of the Ordinary) Роджера Бамбера (с предисловием Эймонна МакКейба (Eamonn McCabe)) опубликована в издательстве Unicorn Publishing. Выставка в Музее и художественной галерее Брайтона и Хоува продлится до 3 Сентября 2023 года.


Виадук Кэлсток, река Тамар, Корнуэлл, 1977

Роджер любил всё, относящееся к локомотивам. Об этом изображении он говорил: «Пейзаж очень красив, но это была печальная работа. Я иллюстрировал материал о постепенном закрытии железных дорог в Уэст-Кантри. Прекрасный 12-арочный виадук Кэлсток, переброшенный через реку Тамар между Девоном и Корнуэллом. Количество поездов, проходящих по нему, становилось меньше и меньше, поэтому я снял такую ностальгическую картинку в 6 утра, когда туман ещё лежал на реке».


Изюминка: Джермейн Бриффа, шоу «Панч и Джуди», Брайтон, 1992

Джермейну Бриффа было четыре года, и он стал маленькой, но восторженной аудиторей, когда Брайтонский артист-кукольник репетировал шоу Панч и Джуди, подготовленное к школьным каникулам. Мальчик был настолько поглощён шоу, что совершенно не обращал внимания на фотографа, снимавшего с минимальной дистанции 18-мм объективом.


Станция под станцией: Брайтонская железнодорожная станция, 1991

Старые подвалы под Брайтонским железнодорожным вокзалом, где раньше хранилось вино для Брайтон-Белль, превращены в музей моделей железной дороги. Здесь, куратор Крис Литтлдейл организовал музей мини-поездов на платформе из жести под платформами настоящей станции.


Стардаст: Дэвид Боуи, Лондон, 1973

Бамбер: «Рок-икона Дэвид Боуи позволил мне побродить в ветхой раздевалке Льюишемского Одеона на юге Лондона, и посмотреть, как он гимируется к выступлению в роли Зигги Стардаста. В зеркале отражается бас-гитарист Тревор Боулдер, ожидающий парикмахера, чтобы привести в порядок бакенбарды. Боуи пытался помочь, когда мой дорогой Lotus Cortina был украден той ночью. Он и его гитарист, Мик Ронсон, объездили все боковые улицы Люишема в своём туровом автобусе в поисках машины. Мы так и не нашли её, и в конце концов они отвезли меня домой в квартиру на западе Лондона».


Фон из дыма: Сюзи Куатро в студии, 1975

Бамбер: «Американская певица и автор песен Сюзи Куатро приехала в студию для съёмки. Она была «на пике» после череды хитов, таких как Can the Can и Devil Gate Drive. В 70-е задымлённый фон был в моде, и каждая звезда хотела сняться таким образом, но у меня не было дымовой машины. Эта неоткадрированная фотография наглядно демонстрирует вариант низкобюджетного решения. Я использовал пару заядлых курильщиков из её дорожной команды помочь нам, яростно выдыхая дым нескольких сигарет, чтобы создать тот самый дымовой фон».


Мэгги Тэтчер пачкает руки: предвыборный тур, Корнуэлл, 1983
Мэгги Тэтчер пачкает руки: предвыборный тур, Корнуэлл, 1983

Бамбер: «В ходе своих выборных кампаний Маргарет Тэтчер ежедневно предоставляла возможности сделать какое-нибудь интересное фото. В этом случае она посещала ферму и собиралась повернуться к телевизионной съёмочной бригаде, держа полную горсть золотистой соломы. Она погрузила свои руки в кучу того, что оказалось коровьим навозом, который фермер старательно замаскировал свежей соломой к её приезду. Я крутился поблизости, фокусируясь на ней и надеясь на то, что случай пошлёт мне интересный кадр. И я был вознаграждён, когда она обернулась с отвращением на лице, прежде чем бросить всё это и уйти».


Лучший нападающий: Джордж Бест играет босиком в пляжный футбол, Маврикий, 1985

Бамбер: «После освобождения из тюрьмы Форд, куда он был помещён за вождение в пьяном виде, Бест поехал на каникулы на Маврикий со своей подругой шведкой, бывшей Мисс Мира Мэри Ставин. Я поехал с ними для работы, но в первый же день налетел циклон. Бест укрылся в номере отеля со своей Мисс Мира на долгие пять дней, выходя только для еды. Я не снял ни одного кадра. На последний, шестой день выглянуло солнце и выманило Беста вниз на пляж, где он поиграл в футбол с помешанными на этом спорте местными мальчишками».


Короткая встреча: Брайтонский фестиваль на Bluebell Railway, Брайтон, 1993

Бамбер: «Неожиданная, но очень счастливая комбинация труппы актёров и экипажа парового поезда, собравшихся вместе, чтобы превратить станцию в импровизированный театр на Брайтонском фестивале в 1993 году. Ива Девис, очаровательная зебра на этой фотографии, была одной из участниц очаровательной сюрреалистической постановки Лимн Газы (Limn Gaza) «Радость возвращения» (The Joy of Return), которая была поставлена в паровозном сарае, в поезде и на платформе Bluebell Railway в Шеффилд-парке, Восточный Сассекс. Я так и не понял, что там делала зебра, но зрители остались довольны».


Бомба в Олд-Бейли, 1973

Бамбер: «Машина, заминированная ИРА, взорвалась перед западным фасадом Олд-Бейли, в ужасный день, когда весь Лондон был охвачен напряжением и страхом перед бомбами. Я бежал вниз по Флит-Стрит, и, пронырнув мимо полицейских, пытающихся оцепить территорию, увидел этого спасённого баристу. Его разорванная, пропитанная кровью рубашка, ошарашенный взгляд и перевязанная голова рассказали мне в одном кадре всю историю. Позже, из  El Vino’s на Флит-Стрит, где он работал, мне прислали коробку сыра и вино. На карточке, вложенной в посылку, от баристы Джеймса Креспи было написано: «Дорогой Роджер, благодарю тебя за лучший когда-либо снятый мой портрет».


Только для птиц: мурмурация скворцов над Западным пирсом в Брайтоне, 2003

Западный пирс, внесенный в Брайтонский список памятников  I степени, изображен в тот день, когда Комитет по планированию городского совета Брайтона и Хоува должен был решить вопрос о его восстановлении и охране. Они обсуждали разрешение на строительство зданий на берегу для финансирования его ремонта. На фотографии – разрушающийся Концертный зал и какая-то часть из 50 000 скворцов, гнездящихся в этих краях.


Дети воды: Дородовые занятия для беременных, 1992

Бамбер: «Будущие матери проходят курс отдыха и предродового расслабления в Бассейне принца-регента в Брайтоне. Вода помогала им выполнять упражнения мягко, и поролоновые кольца под ягодицами помогали им держаться на воде, так чтобы над ней были только животы и лица. Я выстроил их всех в ряд, затем луч естественного солнечного света из стеклянных панелей на крыше осветил их безмятежные лица, и я понял, что у нас есть что-то действительно особенное».


Птица высокого полёта: Йода, Променад Брайтон и Хоу, 2009

Бамбер: «Йода, щенок Бостон-терьера, в своём праздничном наряде для прогулок у моря, по променаду Брайтон и Хоу, прыгал возле пляжных домиков, гоняясь за мячом. Я часто встречал его там и тут – его хозяин работал в местном зоомагазине, продавая разные одёжки для собак, и Йоде обычно доставалось что-нибудь из выбора. Розовая пачка, однако, была выбрана специально для праздника, это было нечто особенное. Я должен был сделать этот снимок».


Обращаться осторожно: Музей и художественная галерея Брайтона и Хоува, 2004

Работники галереи аккуратно переносят одну из трёх обнаженных мужских фигуры работы скульптора Аны Марии Пачеко для первого в Великобритании показа её выставки «Земля невозврата» (Land of No Return) на Брайтонском фестивале.


Женщина в комбинезоне залезает на лестницу, чтобы вымыть две гигантские ноги в чёрную и белую полоску, на крыше Кинотеата герцога Йоркского, Брайтон

Первый специально построенный кинотеатр в Брайтоне открылся в Сентябре 1910 года. Он стал известен по этой скульптуре полосатых ног, нависающих над парапетом.


Закончился пар: Железнодорожники, чья работа исчезла вместе с окончанием эпохи паровозов на Британских железных дорогах, сфотографировались в последнюю неделю пара, 1968

Бамбер: «Прощальная съёмка железнодорожников, чья работа исчезла с окончанием эпохи пара на английских железных дорогах 17 августа 1958 года. Мойщик котлов Норман Уилсон, зажигатель Джон Коттье, бармен Томми Лонгстафф, машинист Джо Наррисон и кочегар Фред Скотт позируют с паровозом LMS Black Five No 44709 в Карнфортском паровозном депо, около Престона, Ланкашир. Цветы на переднем плане вставлены искусственно. Это был мой первый «призовой» кадр».


Бег вслепую: День спорта в приюте Святого Дунстана для ослепших на войне, 1967

День спорта в приюте Святого Дунстана для ослепших на войне в 1960-х. Бывший капитан особой воздушной службы (SAS) Джек Фуллинг – лучший бегун; Он потерял зрение в Малайе в 1948 году.

Бамбер: «Ничто не демонстрирует мужество так ярко, как забег на 100 ярдов, в котором каждый бегун бежал полным ходом к распорядителю, держащему мегафон, издающий пульсирующий сигнал, ориентирующий их».


Бамбер работы Битона: Сесил Битон снял эту фотографию на камеру Роджера, 1967
Бамбер работы Битона: Сесил Битон снял эту фотографию на камеру Роджера, 1967

Предисловие к книге написано бывшем бильд-редактором Guardian и фотографом Эймоном МакКейбом. Роджер Бамбер умер 11 сентября 2022 года.


Сесил Битон и фотографии из его портфолио, Лондон, 1960е

Бамберr: «Всего на 18 месяце моей карьеры в газете я получил задание – снять известного фотографа «высшего света» Сесила Битона в его доме в Кенсингтоне. Он сказал, что лучшее место для съёмки – в ногах его латунной кровати. Итак, мы взяли его портреты Дамы Эдит Ситуелл, Одри Хёпберн,  Королевы Елизаветы Второй, её покойного отца, Короля Георга VI, и ещё некоторыек нему в спальню, и он изящно расположился на полу. Когда я закончил, он взял мой «Nikon F» и снял меня – и эта фотография тоже пошла в статью».

Перевод Александра Курловича
Оригинал статьи