Ровно четыре года назад я затрагивал тему «уличной фотографии». Тогда я сетовал на проблемы, связанные с безопасностью фотографа и его техники, отказа многих людей фотографироваться и так далее. Многие из вас делились с нами взглядами на эти проблемы, некоторые не соглашались, но большинство разделяло эти неприятные впечатления.

Мы услышали интересные мнения, касающиеся отсутствия интереса Галерей и Издательств к этому жанру фотографии. Создается впечатление, что количество фотографий, сделанных на улице сегодня, полностью исчерпывается работами, представленными в секции портфолио на сайте Zonezero, контрастируя с огромным количеством фотографий «уличных фотографий» прошлого.

Из 480 портфолио, опубликованных на Zonezero, только в 49 имеются фотографии, которые могут быть отнесены к жанру уличной фотографии. Мы решили как-то изменить эту ситуацию, создав новый раздел Галереи, посвященный исключительно этой теме.

Я рад сообщить, что еще не все потеряно, как думали некоторые из нас. После моего недавнего визита в Мадрид, и фотографирования на улице, мои взгляды на эту проблему полностью изменились. Я не только чувствовал себя в полной безопасности, фотографируя на улицах (естественно предприняв необходимые в большом городе меры предосторожности), но и видел доброжелательность людей, замечавших направленную на них фотокамеру. Даже фотографирование на улицах Мехико, стало несколько более безопасным. Техническое развитие, начиная с 1999, представило некоторые новые весьма интересными возможности. Например, современные цифровые камеры имеют возможности изменения чувствительности в гораздо более широких пределах, чем ранее, сохраняя при этом низкий уровень шумов. Также имеется ряд новых программных фильтров для уменьшения шумов изображения, что способствует улучшению качества цифровых фотографий, снятых при недостаточном освещении. Так что качество сегодняшних цифровых изображений стало заметно лучше. Скорость и реакция (время от нажатия на кнопку до момента съемки) цифровых камер непрерывно совершенствуются, и это весьма существенно для уличной фотографии. Вы вряд ли сможете поймать ключевой момент, столь важный в этом жанре, если ваша камера технически не готова к этому.

Да, сегодня с более высокой чувствительностью, более высоким уровнем детализации изображения, и большей скоростью обработки, мы видим существенные подвижки в том секторе фотографии, которым прежде в значительной степени пренебрегали. Но хорошие новости на этом не заканчиваются. Мы получили много новых мощных цифровых камер, которые являются очень маленькими и скромными на вид, при сохранении основных качеств больших камер, что создает возможности для более безопасного фотографирования на улице, поскольку их можно носить в кармане и вынимать при необходимости, не вызывая агрессии со стороны фотографируемых.

Что касается публикации фотографий этого жанра, то некоторые жаловались, что не имеется никакого рынка для них. Что Галереи не заинтересованы в представлении подобных фотографий. Хорошо, что это не вполне соответствует истине. Я получил многочисленные официальные пресс-релизы, сообщающие нам о выставках, связанных именно с уличной фотографией. (Галерея Пола Копеикина в Лос-Анджелесе, кстати — один из последних примеров www.paulkopeikingallery.com)

Возможность печати цифровых изображений в большом формате также привлекает большинство из тех, кто прежде имел традиционные лаборатории. Эта возможность привлекательна в первую очередь для галеристов. В дополнение к этому, сайты типа ZoneZero доносят работы фотографов этого жанра до самых широких аудиторий в таких количествах, о которых прежде трудно было мечтать. Ни одна традиционная Галерея в мире не сравнится с web-сайтами по количеству зрителей.

Мы стоим на пороге больших перемен в фотографии, и период адаптации будет динамичным. Уличная фотография довольно долго была в тени, и я полагаю, что нам предстоит период существенных изменений в этом направлении.

Однако имеется одна нерешенная проблема — определение понятия «решающего момента», ключевого для этого жанра фотографии. Чем больше я с этим сталкиваюсь, тем более убеждаюсь, что все признаки, приписываемые этому, так называемому «решающему моменту», являются только романтическими представлениями, принадлежащими эпохе зарождения 35-mm камер. Предположение, что мы действительно можем увидеть все элементы реальности в пределах кадра, снятого во время так называемого «решающего момента», является полной чепухой. Эти фиктивные постулаты никак не помогают при обучении фотографов.

Фотография, представленная выше (хотя и моя), никогда не заставила бы меня предположить, что я видел все ее важнейшие части, соединенные вместе в один определенный момент щелчка затвора. Поверить в это было бы просто ошибкой. Нет абсолютно никакой возможности увидеть одновременно все визуальные реальности. Конечно, можно вспомнить основную идею дзен буддизма о восприятии мира, заключающуюся в том, что нет необходимости видеть все, чтобы понять сокровенную реальность при помощи третьего глаза. То есть того, что я вижу с помощью моей интуиции, и так далее. Хорошо, прекрасно, давайте предположим что все это правда, но тогда, почему это не случается каждый раз, когда я отправляюсь фотографировать? В конце концов, мои намерения не меняются день ото дня. Если я развил навыки, помогающие мне в день A, почему они отказывают мне в дни B, C, D и так далее?

Я бы сказал, что, скорее всего мы имеем дело с везением. Да, Вы действительно должны иметь удачу в поиске сюжетов и создании хороших карточек. Но как можно научить «удаче» студентов? Понимаете, что я имею в виду? Если художественное творчество является лишь фактором удачи, то мы упустили что-то очень важное. «Решающий момент» является совершенно неправильной концепцией при фотографировании, которая принесла немало вреда многим фотографам. Они видели, что их усилия растворяются в воздухе, поскольку не могли найти изображения, удовлетворяющего нереальным ожиданиям увидеть все части изображения чудесно соответствующими друг другу во время щелчка затвора. Так произойти не может.

Понятие «решающий момент» — одна из тех трудностей, которыми уличная фотография должна была «переболеть». Обнадеживает то, что нам еще предстоит изучить возможности, предоставляемые цифровой техникой для создания изображений, которые нельзя получить ни каким другим способом. Кто-то назвал этот процесс «волшебным» моментом соединения всех невидимых сущностей. OK, я же, в свою очередь, предпочитаю полагаться не на магию, а на свое умение использовать инструменты по назначению без подчинения им. Возможно, это хорошо, что сегодня мы можем делать и так, и так.

Педро Мейер
Coyoacan, июнь 2003

Оригинал статьи можно найти здесь: http://www.zonezero.com/editorial/editorial.html